Инклюзивное образование в ГУО «Средняя школа №2 г.Смолевичи»

Не успев привыкнуть к слову «интеграция» мы заговорили об «инклюзии» в образовании.

Инклюзивное образование (включающее)  – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха

Получение детьми с ОПФР образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

И если  быть точным в определении понятия инклюзия – это идеал, к которому следует стремиться.  Инклюзия означает, что общество должно подняться до такого уровня, чтобы быть готовым принять каждого человека с особенностями.  Пока в Беларуси реальны интегрированные классы. Не секрет, что сегодня многие родители, услышав слова «интегрированное образование», пугаются. И задача на пути к  формированию инклюзивного сознания  – создать позитивный образ интегрированного образования.

В основе деятельности нашего учреждения образования лежит понимание того, что все дети независимо от существующих между ними различий, насколько это возможно, должны учиться вместе. Учащиеся с особыми образовательными потребностями должны иметь доступ к общеобразовательной системе на основе применения педагогических методов, ориентированных на потребности детей. Суть включения (инклюзии) – дать всем детям возможность полноценной социальной жизни, активного участия в коллективных делах, создать условия для взаимодействия и заботы друг о друге.

Одно из обязательных условий успешности интеграции и инклюзии – толерантное отношение, принятие человека таким, какой он есть, понимание ценности для общества каждой личности.

Совместное обучение детей с ОПФР и «обычных» детей невозможно без толерантного отношения к особенностям другого человека,  без естественного принятия его, без базовой готовности к выстраиванию с ним дружеских, партнерских, а не конкурентных отношений. Дети, формируя свое отношение к другим людям и миру вообще, ориентируются на позицию, которую демонстрируют взрослые.

Уже много лет в нашей школе  обучаются дети с ОПФР. В 2017/2018 учебном году коррекционно-педагогическая помощь оказывается 49 учащимся. Из них 31 ребёнок получает помощь на пункте коррекционно-педагогической помощи; 18 – обучаются в классах интегрированного обучения и воспитания; 7 детей-инвалидов, для двоих учащихся организовано обучение на дому.   В своей работе мы учитываем  разнообразие учеников, учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности. Педагоги нашей школы привносят свой опыт и знания для того, чтобы каждый ребёнок мог учиться с наибольшей для себя пользой. При инклюзивном подходе выигрывают все ученики, поскольку он делает образование более индивидуализированным. Когда педагог планирует урок, используя эту стратегию, ему не надо снижать планку, ему нужно учитывать все особенности своих учеников. Задания для каждого ученика могут быть разными: кто-то может написать работу в несколько абзацев, кто-то целое сочинение или исследование, кто-то может выполнить коллективную работу, а кто-то – сделать устный доклад. Важно понимать, что на уроке все выучат не одно и то же, а то, что отвечает их особенностям.

Вариативность в организации процесса обучения и воспитания предполагает наличие вариативной развивающей среды: необходимых дидактиктических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, а также вариативной методической базы обучения и воспитания, используя которую педагог может применять в своей работе разнообразные методы и средства, как из общей, так и специальной педагогики.

Пункт коррекционно-педагогической помощт

В работе с «особыми» детьми мы используем ЭСО: обучающие и развивающие компьютерные программы.

Показателем качественной организации образовательного процесса является высокая положительная динамика в развитии учащихся нашей школы:  в 2016/2017 учебном году 6 ребят с трудностями в обучении (а это  18% от общего количества  учащихся с ОПФР в прошлом учебном году)  переведены на обучение по программе общеобразовательной школы.

 

                 Проблема толерантности является общей для учителей и для родителей. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать у ребёнка толерантность, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Семья может во многом помочь школе. В этой связи проводим целенаправленную работу с родителями учащихся, разъясняем им важность воспитания у ребёнка культуры общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, личный пример взрослых воспитывает у школьников чувство уважения к другим людям, толерантность к другим взглядам. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают их родители.

С целью формирования у родителей  инклюзивного сознания,толерантного отношения к детям с ОПФР проводим тематические родительские собрания с участием социально-педагогической службы, где рассказываем  об особенностях интерированного обучения, проводим работу по устранению отрицательных установок родителей по отношению к детям с ОПФР.

Беседу с родителями проводит заместитель директора по воспитательной               работе Астапкина И.П.

 

Особое внимание уделено вхождению детей с ОПФР в образовательный процесс и внешкольные  мероприятия, восприятию их обычными детьми, родителями, педагогами, формированию толерантного отношения к «особым» детям.

Наши педагоги учатся быть толерантными вместе со своими учениками. Этому способствует и проведение классных часов, объединённых одной темой: «Мы разные и мы должны быть вместе».

  1. «Школа для всех – школа для каждого»
  2. «Язык, который позволяет видеть, прежде всего, человека»
  3. «Трудности, с которыми встречаются люди с особенностями психофизического развития»
  4. «Мы учимся вместе»
  5. «Этикет»
  6. «Играем вместе»
  7. «Люди, которые живут в нашем городе»

В нашей школе учащиеся с особенностями в развитии включены в активную деятельность, позволяющую реализовать свои возможности и проявить себя как личность. Наши ребята посещают факультативы «Моё Отечество», «Путешествие в мир сказок», «Говорим правильно», являются членами объединений по интересам «Акварель», «Весёлый монитор», «Бисероплетение», «Сюрприз», участвуют в школьных, районных конкурсавыставках рисунков.

Внеклассные мероприятия

 

 

Благодаря такому взаимодействию дети учатся естественно воспринимать различия между людьми, готовятся к сотрудничеству, больше проявляют сочувствие друг к другу. 

Марафон «Спешите делать добро»

                 Очень большое внимание уделяем проведению внеклассных и внешкольных мероприятий учащихся совместно с родителями, что позволяет сплачивать не только классный коллектив, но и родителей.   

Дети являются не просто зрителями, а непосредственными участниками и главными героями театрализованных спектаклей, костюмированных утренников, школьных концертов, ярмарок, спортландий.

В результате такой работы  дети понимают, что люди с ОПФР такие же, как и все остальные и должны иметь равные права и возможности.

             При создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.